Как получать УЧЕНИЕ? Увэй или Ювэй?
В целом, Чжун Юань Цигун мы делим на три части. Упражнения первой, второй и третьей ступени Чжун Юань Цигун – это те упражнения, в которых мы используем свое сознание и ум для практики. 1 ступень Чжун Юань Цигун еще называют Цигун для начинающих, или Цигун для здоровья.
На четвертой и пятой ступени Чжун Юань Цигун вы не должны думать о том, что вы делаете при выполнении упражнений. Иными словами, с первой по третью ступень Чжун Юань Цигун мы практикуем свой ум, свое сознание, а на четвертой и пятой ступенях мы практикуем несознание.
По-китайски мы говорим, что то, что мы практикуем с помощью ума и сознания – это практика Ювэй, а то, что мы практикуем без применения ума или сознания (вернее, мы практикуем свое несознание) – это практика Увэй. Мы можем понять этот вид практики и другим образом. Особенно после практики четвертой ступени Чжэн Гун вы будете понимать это лучше.
Практика Ювэй (практика с помощью сознания) предполагает, что сначала вы приобретаете знания, а потом, используя их, занимаетесь практикой цигун. Практика Увэй предполагает, что вы не должны сначала изучать, не должны знать. У вас не должно быть знаний о том, как практиковать. Вы сначала это делаете, а потом осознаете. Конечно, если мы будем думать и применять сознание, то часто это невозможно.
В Удане вы познакомились с историей о том, как Джен Ву учился у своего учителя. Его учительница к тому времени, как начала его обучать, уже принадлежала к бессмертным. Это значит, что то, что он изучал и практиковал, шло не от физического учителя. Его практика и обучение происходило от бессмертного учителя. Т.е., это учитель, которого вы не можете увидеть обычным зрением.
Мы можем сказать, что практику Чжун Юань Цигун можно разделить на две части. Первую часть вы должны осваивать от физического (живущего) учителя. Второе – это то, что вы учите непосредственно от духовного учителя. Когда вы читаете какие-то истории, книги или слышите чьи-то разговоры, то очень часто возникает путаница и непонимание, откуда практикующий получил данное обучение – от живущего учителя или от духовного. Часто практикующему, если во время медитации он входит в особое состояние сознания, непонятно, откуда он получает информацию – от живого или от бессмертного (духовного) учителя, потому что для него в этом состоянии это одно и то же, т.е., это все выглядит совершенно одинаково.
Например, однажды, когда я практиковал цигун в своем родном городе, пришел учитель, но входная дверь при этом не открылась. Но когда он вошел ко мне в комнату, то дверь в комнату открылась. В тот момент я медитировал и был в состоянии очень глубокой тишины. Тогда я не знал, вижу ли я его обычным зрением или «третьим» глазом, но я видел его очень четко, как будто передо мной стоял физический человек. После того, как он закончил процесс обучения, он вышел в другой зал и закрыл за собой дверь. Это было похоже на квартиру, где есть несколько жилых комнат и центральный холл, в который выходят эти комнаты. Он вышел в этот холл и закрыл за собой дверь. Когда дверь закрылась, то я как будто перешел из состояния медитации в обычное состояние сознания, и понял, что я принимаю обучение. Тогда я встал, открыл дверь в холл, чтобы увидеть учителя. Когда я его увидел, он вышел наружу. Он уже не открывал входную дверь, а прошел сквозь нее.
В начале часто бывает так, что вы, действительно, не можете сказать, кто это был – физический или духовный учитель, потому что для вас в восприятии нет никакой разницы между ними. Очень часто на начальных этапах до того, как у вас откроются «третий» глаз, «третье» ухо и «второе» сердце, вы получаете знания, информацию извне, подобно трансплантации, передаче знаний.
Если, действительно, происходит передача информации, знаний, то вы понимаете, что вы делаете, осознаете, что это такое, и можете это выполнить. Отличие заключается в том, что вы просто не видите духовного учителя.
Выдержка из лекции Сюй Минтанан на ретрите в Шаолине, 2004 г.
Популярное: тексты буддийских практик.